Михаил Русамов

БЕСПОКОЙНЫЕ ДУШИ

Стихи для родных и друзей

 

Главная

Новости Последнее обновление: 18.09.16 Написать автору

О себе Любовные Философские Гражданские Иронические

Образ и слово

Послания

Разное

Крупные формы

 

Омар Хайям (1048 – 1131). Часть 2.

Поэма-диалог

Части: 1  2  3  4  5  6

 

Автор:

Поведай мне, откуда родом ты,

какие строил к вечности мосты?

Всего ли сам достиг умом не средним,

иль друг богатый приложил персты?

 

Дух Омара:

Есть в Хораса́не[1] город Нишапу́р -

восточных перекрестие культур.

Отец владел там швейными цехами,

не бедствовал, но был порою хмур.

 

Он в юности искал удачу там,

где силой веру насаждал ислам.

Он грабил, убивал, пленял свободных,

но всё ж вернулся к иглам и холстам.

 

Есть в мирной жизни мудрости исток,

и дал себе отец тогда зарок:

коль сын родится - назову Омаром[2],

отдам в ученье, если будет прок.

 

Сложилось так, что пылкий интерес

в душе моей резвился, словно бес.

Чужды мне были детские забавы,

манил меня наук бескрайний лес.

 

Седой мулла внушал: "Аллах велик,

и всё, что нужно, есть в одной из книг.

Учи Коран и будешь правоверным,

а логика - лишь ереси родник".

 

И я учил, дословно, наизусть,

и птицы сур[3] легко слетали с уст.

Аллах был милостив ко мне, и память

служила и когда кошель был пуст.

 

От злой болезни умер мой отец,

и счастью бытия пришёл конец.

Хозяйство без него пришло в упадок,

и мать надела бедности венец.

 

Моей сестрёнке был всего лишь год,

а я узнал все тяготы забот.

На рынке продавал остатки тканей,

не зная, где в реке несчастий брод.

 

Учёбу я забросил - вот беда!

На месяц-два, а, может, на года?

Как выбраться из замкнутого круга,

как вылететь из бедного гнезда?

 

Скучая, торговал я полотном,

но думал и грустил лишь об одном:

как путь найти к колодцу новых знаний

и черпать влагу истины умом.

 

Однажды на базаре в жаркий день,

торговцы из ближайших деревень

забегали тревожно, зашумели,

прогнав, как мух, спокойствие и  лень.

 

Правитель каганата, Ибрахим,

на поиски идей неистощим,

приехал в Нишапур и на базаре

хотел узнать, чем люд его томим.

 

Чудесный случай или сам Аллах

привёл его к палатке, что в рядах

ничем не выделялась, кроме тканей,

где я стоял, как воин на часах.

 

Хакан[4] взглянул пытливо на меня,

придерживая чёрного коня:

- В твои года положена учёба.

Что учишь ты, и кто твоя родня?-

 

Я был красив и станом и лицом,

но не был ни глупцом, ни гордецом:

- Учу Коран, великий повелитель,

а дело мне оставлено отцом. -

 

Всё понял Ибрахим, и молвил так:

- По взгляду вижу я, ты не простак

и можешь далеко пойти в ученье.

Согласен быть учёным, или как?-

 

Забилась сердце, словно барабан:

- Почту за честь, о, мудрый Тамгач-хан,

но мать с сестрой остались без опоры.

Кто им наполнит старенький казан?-

 

- Им денег даст везир[5] за твой уход.

Сворачивай торговлю и в поход

со мною отправляйся до границы,

а там – в столицу, дальше от невзгод.-

 

Автор:

Не верится в такие чудеса.

Ужель бывают све́тлы небеса?!

А, впрочем, говори, я буду верить,

и пусть летят фантазий паруса.

 

Дух Омара:

Легко тебе на круглом колесе

в удобном  кресле мчаться по шоссе.

А я, качаясь мерно на верблюде,

в раздумьях долго ехал в медресе.

 

Прекрасный вид явила Бухара,

где славные трудились мастера -

создатели дворцов и минаретов.

Мне кажется, я видел их вчера.

 

Попал я в круг подростков из семей,

где каждый мнил: его отец важней.

А знания ценились по динарам,

что сыпались в карман учителей.

 

Коран и здесь царил над миром книг,

и я был не последний ученик,

хотя и сирота, с одной мечтою:

найти великой мудрости родник.

 

Среди учителей всего один

был истины и чести господин.

Обычный математик, но в науке

светил он, словно лампой Аладдин.

 

Мне алгебра особенно близка,

она - бесспорной истины река.

И к миру звёзд близки её законы,

а сила их, как горы, велика.

 

О, если бы ты видел высоту,

изгибы функций, формул красоту!

Я мог бы говорить о них часами,

но этот мир тебе невмоготу.

 

Три года, изучая сотни книг,

таких высот в науках я достиг,

что чувствовал себя заметно выше

наставников, чей гонор был велик.

 

По алгебре я начал свой трактат

писать, но непокорный результат

никак не шёл в расставленные сети.

Завистники смеялись: слабоват!

 

Нет выбора, когда ты нищ и слаб:

беги из плена, непокорный раб.

Ловчат и лгут безбожно пусть другие,

а ты готовь из формул свой кебаб[6].

 

Я думал, Ибрахим забыл о том,

что он хотел ввести меня в свой дом.

Куда бы убежать из этой школы,

где честь не добывается трудом?

 

Хакан был не забывчив и умён,

но властью и борьбой обременён.

Прислал он Самаркандского судью

узнать, на чём мой разум заострён.

 

Абу Тахир[7] был молод и красив,

на редкость мудр, и вовсе не спесив.

Он вёл неторопливые беседы,

строптивый дух умерить попросив.

 

В дни юности всегда один вопрос

встаёт для тех, кто златом не оброс:

каким путём идти в ладу с душою,

и есть ли на мои таланты спрос?

 

Части: 1  2  3  4  5  6

 

[1] Хорасан - историческая область на Среднем Востоке, в III — середине XVIII в. включавшая северо-восточную часть современного Ирана, Мервский оазис, оазисы юга современного Туркменистана, северную и северо-западную части современного Афганистана.

[2] Омар - в переводе с арабского языка значение имени Умар – «жизнь», «житьё», «человеческий век».

[3] Су́ра - это арабское слово для обозначения каждой из 114 глав Корана.

[4] Хакан – царь, Ибрахим Тамгач-хан первый правитель - табгач-хан Западного Караханидского каганата (1040  1068) со столицей в Самарканде.

[5] Везир - (визирь) (арабское), высший сановник и руководитель ведомства во многих государствах Ближнего и Среднего Востока, главным образом в средние века и новое время.

[6] Кебаб - общее наименование популярных в странах Ближнего Востока, Закавказья и Центральной Азии блюд из жареного мяса.

[7] Абу Тахир –  Абу Тахир Абд ар-Рахман ибн Алак, судья Самарканда.

 

 

 

 

 

 

Назад